«Те, кто останется в живых, позавидуют мертвым», — говаривал старик Джон Сильвер. Как будто это сказано про мир новой книги Дмитрия Глуховского «Метро 2033».
Как известно, система метрополитена в нашей стране, помимо первого — транспортного, имела и второе назначение, а именно являлась потенциальным бомбоубежищем. У Глуховского эти «назначения» поменялись местами. В 2033 году мир лежит в руинах, человечество почти полностью уничтожено, а немногие уцелевшие прячутся в московском метро. И теперь оно — это в первую очередь место, где можно пусть скверно, но жить. Станции метро теперь — это города-государства, а в туннелях обитает ужас, принимающий самые разные формы. Главный герой, Артем, житель ВДНХ, должен пройти через все метро, чтобы спасти от страшной опасности свою станцию, все метро, а значит — и все человечество.
В метро мир сжат до нескольких десятков станций. Почти вся Красная линия отдана во владение коммунистам, которые и здесь строят планы по захвату теперь уже всего метро и пропагандируют идею «все взять и поделить» и где жива Лубянка. Через одну станцию от них строят четвертый рейх фашисты под лозунгом «Метро для русских!». Процветает торгово-купеческое объединение кольцевых станций под названием Ганза.
Повсюду, кроме торговых перегонов, царит нищета, которая вынуждает мать торговать своим собственным сыном, чтобы купить еды себе и ему. На некоторых станциях вспыхивает чума, люди боятся всего: друг друга, мутантов, темных туннелей, где творится непонятно что. Но даже в этом мире, где деньгами становятся патроны, главную ценность представляют книги. Их собирают, охраняют, добывают из заброшенной Библиотеки им. Ленина с риском для жизни. И ради чего? Сберечь знания о той погибшей Земле, сохранить цивилизацию и обрести шанс вернуться на поверхность. Не случайно так трудно главному герою попасть в «Полис» — объединение станций, где остался, возможно, последний очаг культуры, а по метро бродят слухи об уцелевшем «Изумрудном городе» — МГУ, куда невозможно пройти из-за обрушившегося моста на Воробьевых горах.
В метро начинают проникать «черные» — «порождение последней войны», «дети этого мира». Их темная кожа и черные глаза пугают людей, они стреляют в этих «пришельцев», а те, в свою очередь, воздействуют на их разум. Все, казалось бы, просто — вот он, враг. Уничтожить его залпом последних оставшихся ракет — и человечество спасено. И именно это — цель странствий юноши Артема, который вдруг за секунду до конца миссии понимает: черные, приспособившиеся к новому миру, обладающие разумом, «к несчастью, настолько не похожим на людской», что взаимопонимания добиться нельзя, всего лишь хотели помочь людям. Озлобленных, загнанных под землю людей, «которые уничтожили свой мир, продолжают грызню между собой и скоро вымрут», они пытались спасти, мечтали объединить «человеческое знание техники и истории отравленного мира» и способность черных противостоять его угрозам. Артем все это понял — за секунду до взрыва ракет, уничтожившего последнюю надежду человека на возрождение.
На первый взгляд может показаться, что роман «Метро 2033» вторичен, ведь на его страницах читателя ждут и мутанты, и чудовища. И вроде многое из этого встречалось в других книгах, но… В отличие от авторов, которые не могут придумать ничего другого, как стращать читателя бесконечными чудовищами, в схватки с которыми вступают победительные герои-супермены, Глуховский больше внимания уделяет жизни, разворачивающейся в туннелях метро. Автор продумал множество деталей, в том числе и причудливый новый фольклор. И этот калейдоскоп сказок и легенд, торговых связей и дипломатических контактов, форм общественного устройства выглядит временами интереснее, чем приключения главного героя.
Реально настолько, что хочется стряхнуть кошмар и проснуться, но отчего-то не получается
Лиза Маркова//Новая газета
23.07.2007
на
главную